Интервью: «Образование за границей — это не про статус, а про клиническое мышление» | WeProDent
Спикер: Ткаченко Элина Даниловна, главный врач клиники «Флоренция», врач-стоматолог, пародонтолог, к.м.н., а также клиентка и участник программы лояльности Vatech Family. 
Расскажите, как началась ваша история со стажировкой за границей. Это был заранее спланированный шаг?

На самом деле это произошло совершенно неожиданно. Я никогда не
планировала уезжать. В 2013 году, когда я закончила университет, российский врач
обязан был проходить интернатуру или ординатуру — сейчас структура другая. И
именно в этот момент появилась образовательная программа «Глобальное
образование» от Сколково при поддержке Министерства образования. Она
полностью оплачивала обучение за рубежом при одном условии: кандидат должен
самостоятельно поступить в один из внутренних университетов списка.
Я даже не рассчитывала победить, но подала документы. Увидела в списке
Университет Барселоны — и решила попробовать. Поехала и поступила на общих
основаниях, на магистерскую программу, которая сочетала клиническую практику и
серьёзную научную подготовку.
Как вы восприняли европейский подход к подготовке врачей?

 Честно, для меня это стало приятным сюрпризом. В России медицину часто ругают, но, приехав в Испанию и увидев их систему изнутри, я поняла, что российская подготовка, по крайней мере стоматологическая, ничем не уступает испанской — а местами даже превосходит. Сейчас, имея большой опыт, я могу сказать, что во многих клинических подходах мы действительно лидируем.
При этом система образования в Испании, безусловно, выстроена очень грамотно.
На подготовку врачей там вкладывают много сил и ресурсов. Университетский
госпиталь работает как полноценная частная клиника: ресепшн, администраторы,
регистратура, колл-центр. Пациенты записываются на приём к интернам и
оплачивают лечение — для них это обычная клиника, для студентов — учебный
процесс.
Как была организована ваша клиническая практика? 

У каждого интерна было своё пространство — не кабинет, но отдельный бокс,
полностью оборудованный для работы: кресло, раковина, инструменты, все
расходные материалы. Ничего покупать самим не нужно, условия были идеальными
для практики.
За спиной всегда стоял преподаватель. Он корректировал все действия, помогал в
сложных клинических моментах, подстраховывал, если возникали сомнения в
диагнозе или, например, сложности с наложением шва. Это давало потрясающее
чувство безопасности и поддерживало в развитии. Три года — это был очень
интенсивный клинический опыт с жёсткими, но доброжелательными наставниками.
Как проходили клинические разборы?

Два раза в неделю мы проводили клинические сессии. Нужно было готовить
презентации на высоком уровне: с научными статьями, ссылками на авторов и
доказательную аргументацию каждого решения. Мы показывали снимки, фото
пациентов, объясняли выбранную тактику, а преподаватели и коллеги обсуждали,
корректировали или предлагали альтернативы.
Это невероятно расширяет клиническое мышление. Ты перестаёшь видеть только
«кариес, который нужно лечить» — начинаешь анализировать полость рта как часть
зубочелюстной и челюстно-лицевой системы, понимать комплексность ситуации.
После Барселоны вы продолжили обучение в США?

Да. После магистратуры я поехала на стажировку в Южно-Калифорнийский
университет, где получила квалификацию хирурга-пародонтолога. А затем, как
требовала грантовая программа, вернулась в Россию и начала работать уже здесь, в
московских клиниках.
Какой главный вывод вы вынесли из зарубежного опыта?

Это был бесценный этап. Я счастлива, что получила такую возможность, и рада,
что могу применять эти знания в России. Если у кого-то есть шанс пройти подобное
обучение — нужно обязательно им пользоваться.
И напоследок: какой совет можете дать начинающим врачам?

Проблема в том, что современное обучение — очень дорогое. Молодому врачу,
который ещё не вышел на стабильный доход, сложно постоянно оплачивать курсы и
идти в ногу со временем. Поэтому мой главный совет — искать наставника.
Даже если вы пока работаете ассистентом — это нормально. Если вы определились
со специализацией, будь то хирургия или ортопедия, начинать самостоятельно
крайне сложно. Вы можете попасть либо в слабую клинику, где ничему не научитесь,
либо на низкую позицию. Но в этом нет ничего стыдного, если вас действительно
обучают.
Работа рядом с ведущим специалистом — это бесплатное, а иногда ещё и
оплачиваемое обучение. И найти такого наставника иногда гораздо сложнее, чем
просто устроиться на работу. Но лучше подождать, чем начинать «абы где».
Настоящий профессиональный рост приходит со временем. 
Всегда больше информации на нашем TG MEDIA https://t.me/weprodent

Наш подкаст "Сплетницы WeProDent"

Сплетницы WeProDent | Эпизод 1. Женщины о стоматологическом бизнесе
Сплетницы WPD. Эпизод 1. Мы поговорили о том, что все обсуждают за спиной, но редко — в голос.
Сплетницы WPD. Эпизод 2 "Я — врач стоматолог, а не блогер»… Или всё-таки блогер, а не стоматолог?!"
«Я — врач, а не блогер»… Или всё-таки блогер? Мнения разделились!!!